Литература дошкольникам

Литература для дошкольников

Ребенок начинает понимать человеческую речь очень рано, задолго до того, как заговорит сам. Легче всего малыш воспринимает бытовую речь, когда он сам непосредственно включен в ситуацию и видит то, о чем говорят взрослые. Воспринимать устный рассказ, когда не видишь предмета разговора и надо задействовать воображение, намного сложнее. Способность к восприятию повествования развивается у ребенка постепенно и тем успешнее, чем больше рассказывают и читают ему. Большую помощь в этом взрослым способны оказать качественные иллюстрации и вспомогательные игровые занятия, описанные выше.
Ребенок начинает понимать человеческую речь очень рано, задолго до того, как заговорит сам. Легче всего малыш воспринимает бытовую речь, когда он сам непосредственно включен в ситуацию и видит то, о чем говорят взрослые. Воспринимать устный рассказ, когда не видишь предмета разговора и надо задействовать воображение, намного сложнее. Способность к восприятию повествования развивается у ребенка постепенно и тем успешнее, чем больше рассказывают и читают ему. Большую помощь в этом взрослым способны оказать качественные иллюстрации и вспомогательные игровые занятия, описанные выше.
Четко определить возрастные границы различных уровней восприятия литературных произведений у дошкольников довольно трудно. Одни дети более развиты в этом смысле, другие менее. Кто-то в 3 года еще не способен воспринимать что-либо сложнее «Теремка», а кому-то уже по силам сказки Г.-Х. Андерсена. Однако для каждой возрастной группы дошкольников необходимо определить примерный круг чтения. Существуют рекомендательные списки литературы для разных возрастов.

От 1 года до 2 (2,5) лет
Для детей этого возраста оптимально подойдут «потешки», пальчиковые игры («Сорока-ворона кашу варила»), стихотворения из одного-трех четверостиший, коротенькие сказки и истории, рассказанные простыми предложениями. В них могут содержаться звукоподражания, повторы. Для понимания этих произведений достаточно небольшого словарного запаса (пример — сказка В. Г. Сутеева «Цыпленок и утенок»). Обычно малыши любят слушать одну и ту же сказку или стишок несколько раз и непроизвольно выучивают их наизусть. Пусть они рассказывают сами, поощряйте это полезное занятие. Для детей этой возрастной группы необходимы сказки со счастливым концом. У ребенка должно возникнуть ощущение стабильности, надежности мира. Поэтому выбирайте варианты сказок со счастливым финалом.
Список рекомендуемой литературы
• 1. А. Барто «Игрушки» и другие короткие стихотворения
• 2. В. Бианки «Лис и мышонок»
• 3. В. Данько «С утра до вечера» (стихи для малышей)
• 4. Л. Дерягина «Баюшки-баю», «Игры, чистоговорки, песенки, потешки»
• 5. О. Жукова «Детские песенки и потешки»
• 6. Короткие народные сказки в вариантах со счастливым финалом («Репка»,«Курочка Ряба», «Теремок» и др.)
• 7. В. Сутеев «Цыпленок и утенок» и другие сказки для малышей
• 8. К. Д. Ушинский «Любимые сказки малышей»
• 9. К. Чуковский «Цыпленок»

От 2,5 до 4-х лет
В этом возрасте следует продолжать знакомство с произведениями В. Сутеева, С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, с народными сказками, постепенно расширяя круг чтения, включая в него все новые произведения отечественной и зарубежной литературы для детей. Сказки и истории должны становиться длиннее, содержать больше персонажей и событий. Но по-прежнему важно, чтобы все истории заканчивались хорошо и не содержали слишком страшных событий. Чтение сказок, подобных «Красной Шапочке», где кто-то кого-то съедает или где действуют страшные ведьмы и чудовища, лучше отложить до старшего дошкольного или младшего школьного возраста.
Если ребенок любит книжки, и вы ему много читаете, можно переходить к более крупным произведениям и в 4 года. Для этого оптимально подойдут рассказы В. Осеевой, повести А. Линдгрен о Малыше и Карлсоне, об Эмиле из Леннеберги, о Пеппи Длинный чулок; повести Т. Янссон о муми-троллях; забавные сказки Т. Александровой о домовенке Кузе, А. А. Милна о Винни-Пухе и многие другие.
Список рекомендуемой литературы
• 1. А. Балинт «Гном Гномыч и Изюмка»
• 2. В. Бианки «Первая охота», «Как муравьишка домой спешил», «Чей нос лучше», «Лесные домишки», «Сова», «Кто чем поет?» и др.
• 3. Д. Биссет «Забытый день рождения», «Все кувырком», «Путешествие дядюшки Тик-Така»
• 4. Э. М. Блайтон «Знаменитый утенок Тим»
• 5. Е. Железнова «Волшебная черепашка»
• 6. Б. Заходер «Хрюк на елке», «О чем индюк думал», «Кит и кот»
• 7. М. Зощенко «Умные животные», «Показательный ребенок»
• 8. В. Кротов «Червячок Игнатий и его друзья»
• 9. Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки», «Про Комара Комаровича», «Сказка про храброго зайца Длинные уши — Косые глаза — Короткий хвост», «Притча о молочке, овсяной кашке и сером котишке Мурке»
• 10. С. Маршак «Усатый-полосатый», «Где обедал, воробей?», «Багаж», «Вот какой рассеянный», «Урок вежливости», «Про все на свете» и другие стихотворения и переводы
• 11. И. С. Михалков «Кто кого?», «Услужливый заяц», «Друзья в походе», «А что у вас?», «Песенка друзей», «Фома», «Рисунок», «Мой щенок» и др.
• 12. Э. Мошковская «Зоопарк» и др.
• 13. Л. Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду»
• 14. О. Онисимова «Самое прекрасное на свете»
• 15. В. Осеева «Волшебное слово»
• 16. М. Пляцковский «Солнышко на память», «Дневник кузнечика Кузи»
• 17. А. Прейсен «Про козленка, который умел считать до десяти», «Веселый Новый год»
• 18. «Приключения Пифа» в рисунках В. Сутеева и пересказе Г. Остера
• 19. И. Румянцева, И. Баллод «Про маленького поросенка Плюха»
• 20. Н. Сладкое «Бежал ежик по дорожке», «Воробьишкина весна» и другие рассказы
• 21. Л. Толстой «Три медведя», «Филипок», «Лев и собачка», «Сказки», «Басни»
• 22. А. Усачев «Жили-были ежики»
• 23. Ф. Хитрук «Топтыжка», «Каникулы Бонифация»
• 24. К. Чуковский «Телефон», «Федорино горе», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Айболит», «Путаница»

От 5 до 7 лет
Книг для детей старшего дошкольного возраста великое множество. Это рассказы и повести о животных, волшебные сказки и повести, веселые и забавные приключения, поучительные истории, басни и притчи, а также многочисленные стихотворения и сказки в стихах. Но в большинстве своем это произведения для детей, которые уже приучены слушать и читать книжки. «Телевизионно-компьютерные» дети обычно не могут воспринимать длинные истории, они не в состоянии сосредоточиться на тексте. Не видя перед собой «движущихся картинок», они испытывают трудности в том, чтобы представить себе происходящее в книге, им не хватает воображения. Таким ребятам будет сложно справляться со школьной программой.
Даже для старших дошкольников, привычных к чтению, лучше брать яркие, красочные издания с качественными иллюстрациями.
Детское образование начинается с того момента, как малыш учится ползать и понимать родительскую речь. Мозг растущего ребенка развивается так стремительно, что новая информация ему просто необходима. И что самое замечательное — она вся откладывается в памяти, будто записанная рукой на чистом листе бумаги. Детская память вмещает все события, порой даже за неделю.
Но чужие слова, сюжеты телевизионных передач и прочие ненужные данные не идут на пользу развитию ребенка, только заполняют его голову. Чтобы малыш получал еще и знания, важно пользоваться такими пособиями, как литература для дошкольников. В это понятие входят различные обучающие книжки, где информация разбита по возрасту, сказки, а также развивающие моторику и внимательность издания с играми и картинками. Такая литература часто используется и в детских садиках, особенно в группах дошкольного возраста.

Разновидности литературы для дошкольников

Современное общество научилось оберегать детей, ведь они — наше будущее. По этой причине детские психологи и педагоги постоянно разрабатывают учебные методики для самых маленьких, где информация подается в подходящей для возраста ребенка форме.
В детских отделах магазинов можно найти обучающие пособия по различным языкам: английский, немецкий, французский. Также можно найти немало пособий для легкого изучения чтения и письма, основ математики. С помощью легких и интересных задачек малыши учатся считать, думать нестандартно, использовать свою фантазию для решения поставленных задач, а не для шалостей.
Есть книги, на страницах которых собраны интересные обучающие игры, легкие и не очень поделки. Современная детская литература учит детей любить и уважать природу, хорошо себя вести, понимать основы общественной морали и даже разбираться в моде. А есть и задачники для подготовки к первому классу.
Правильный подбор литературы для дошкольников
Сегодня родителям уже не нужно выдумывать способы научить ребенка той или иной премудрости, можно найти подходящий вариант в книгах, благо и по детской психологии имеется немало изданий. Много интересного выходит от издательского дома «феникс», а также других издательств. В выборе литературы для дошкольников важно учитывать возраст ребенка и уровень его развития, потому что, перегружая детский мозг сложной информацией можно навсегда отбить у него охоту учиться.
Существует огромное множество книг. Круг детского чтения также постоянно пополняется и расширяется. Что делать молодым родителям, как выбирать книги? Все книги ни перечитать, ни приобрести невозможно, однако существует так называемый «Золотой фонд», который содержит самые лучшие книги, которые помогут ребенку всесторонне развиваться. Имея опыт знакомства с лучшими произведениями, легче сориентироваться в современных книгах.

Выбирая книги для чтения дошкольнику, следует обратить внимание на следующее моменты.
1 Интереснее всего для любого человека информация, о нем самом или о подобном. Поэтому основным принципом выбора книг для дошкольников будет тема «О детях». Далее — книги о природе, животных, приключениях и т,д.

2. Книга, которую читает взрослый ребенку, должна нравиться ему самому. Если вам не нравится — лучше не берите, это будет чувствоваться в вашем чтении и не вызовет должного отклика у ребенка. Поэтому сделаем вывод: постарайтесь заранее прочитать то, что собираетесь читать ребенку. Вспомните книги, которые читали в детстве вам, спросите у своих родителей, опросите знакомых, что они читают своим детям.

3. Каждый ребенок является индивидуальностью. Значит, интересы ребенка могут отличаться от ваших. Не нужно несильно пичкать ребенка тем, что он отвергает. Например, ваш ребенок категорически не хочет слушать вашу любимую книгу Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». После нескольких попыток отложите чтение этой книги на следующий раз. Ищите то, что понравится, предлагайте разные варианты, и вы обязательно найдете то, что будет по вкусу ребенку, или же ждите, пока он «дорастет» до предложенной книги. Да, это бывает утомительно, но без этого не обойтись.

4 Что интересно одному ребенку, может совершенно не нравиться другому. Не равняйтесь на других, выбирайте то, что с удовольствием воспринимает ваш ребенок.

5. Выберите правильное время для чтения. Не читайте насильно. Если ребенок хочет поиграть, побегать, предоставьте ему такую возможность, а для чтения подойдет и вечернее время, и послеобеденное. Главное, чтобы ваше чтение не становилось наказанием, насилием, неприятным занятием.

6. Читая книгу, важно успеть остановиться до того момента, когда ребенок заскучает. Лучше чуть меньше, но регулярно (каждый день по 10-15 минут),

7 Для дошкольника очень важно перечитывание. Не отказывайтесь перечитать любимую книгу в 5-10-й раз. Даже взрослый человек при перечитывании художественного произведения каждый раз замечает новые смысловые нюансы, особенности. Для дошкольника перечитывание создает ситуацию комфортности. Он знает, что будет, заранее радуется поворотам сюжета и обращает внимание на отдельные слова и Фразы. Можно сказать, что ребенок, требующий неоднократного перечитывания, с литературоведческой точки зрения ведет себя как «правильный» читатель. Только такое поведение дает возможность проникнуть в сущность произведения.

8. Нет жесткого разграничения в чтении младшим дошкольникам и старшим. Если в опыте ребенка не было книг для младших, вы можете со старшими детьми спокойно начинать знакомство с них. Те, у кого дома есть несколько детей разного возраста, наверное, замечали, как старшие с удовольствием слушают произведения для младших, активно их воспринимают, обсуждают, проговаривают, создавая тем самым очень благоприятную ситуацию примера и повторения, помогая тем самым младшим лучше понять их содержание,

Что читать детям среднего и старшего дошкольного возраста (4-6 лет)

Если в раннем детстве малышам не столько читают, сколько рассказывают наизусть, то примерно с 3-4 лет начинается такое чтение, к которому все привыкли. В XIX — начале XX века в интеллигентных семьях была замечательная традиция семейного чтения, когда дети слушали взрослые произведения в чтении старших. Еще А. С. Пушкин вспоминал завораживающее впечатление от такого чтения, хотя и было не все понятно, но воздействие было очень сильным и незабываемым. Со временем дети глубже понимали произведения, которые с самого детства стали им родными,
У нас есть возможность процесс знакомства с литературой сделать более легким для детей, подбирая книги, которые соответствуют возрастным особенностям,
В чтение для детей 4-б-летнего возраста вводится литература разных эпох, начиная с XIX века. Конечно, XIX век отстоит от нашего времени довольно далеко, поэтому некоторые понятия уже устарели и требуют пояснений. Например, в сказках А. С. Пушкина встречаются такие слова, как «кичка», «столбовая дворянка», «прясть», «вареная полба», «оброк». Без словаря не обойтись. Но и лишать своих детей таких произведений нельзя Не стоит бояться, что, послушав эти произведения в дошкольном возрасте, ребенок не захочет их читать в школе. Опыт показывает, что знакомый сюжет только облегчает понимание и дает возможность наслаждаться художественным словом. Тогда и привычные слова «Пушкин — гениальный поэт» становятся более понятными ребенку.
Что из литературы XIX века можно почитать ребенку?
— А, С. Пушкин: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…», пейзажная лирика (отрывки) «Зимнее утро», «Зимняя дорога» и др.
— С. Т, Аксаков, сказка «Аленький цветочек».
— В. Ф. Одоевский; сказки «Городок е табакерке», «Мороз Иванович».
— И. А. Крылов; басни «Квартет», «Мартышка и очки», «Стрекоза и муравей» и др.
— В. И. Даль: сказки «Девочка Снегурочка», «Старик-годовик», «Привередница».
— П. П. Ершов; сказка «Конек-горбунок»
— В. М. Гаршин: сказка «Лягушка-путешественница».
— Д, Н. Мамин-Сибиряк: сборник «Аленушкины сказки», «Серая шейка».
— Л. Н. Толстой: рассказы и сказки «Косточка», «Птичка», «Акула», «Прыжок», «Филиппок», «Липунюшка», «Лев и собачка», «Лгун», «Как гуси Рим спасли»,. «Три калача и одна Баранка».
— К. Д. Ушинский: рассказы и сказки «Слепая лошадь», «Как рубашка в поле выросла», «Проказы старухи зимы», «Четыре желания».
— Стихи А. А. Фета, Ф. И. Тютчева, Н, А. Некрасова, И 3 Сурикова, М. Ю. Лермонтова, преимущественно пейзажная лирика, особенно та, что нравится лично вам,
Это только основные имена и произведения XIX века, которые можно читать дошкольникам. Но при всей их привлекательности, они не являются основными в круге детского чтения. Основу составляет классика — золотой фонд детской литературы — литература XX веча, которая создавалась профессионально, с учетом детских потребностей и возможностей.

Что читать дошкольникам из литературы XX столетия
Стихи классиков детской литературы С. Я. Маршака, К. И. Чуковского, А. Л. Барто, С. В. Михалкова. Удивительно светлые, добрые стихи Е. Благининой, 3. Александровой, Н. Саконской, Е. Серовой, веселые, юмористические, даже философские Р. Сефа, В. Орлова, Я. Акима, В. Д. Берестова.
Особое место в поэзии для дошкольников занимает игровая поэзия — поэзия, где играют словом. Поэты играют словами, как дети кубиками.
Игровая поэзия — это стихи Д. Хармса (« Врун» , «Миллион»), Ю. Д Владимирова («Ниночкины покупки»), А И. Введенского («Лошадка»), Б Заходера («Кит и кот»), Э. Успенского («Пластилиновая ворона». «Память»), Г. Сапгира («Принцесса и людоед»), А. Усачева («Звукарик»), Тима Собакина и др.
…Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла кактус на окне.
Ехал Ваня на коне.
Вел собачку на ремне.
Ну а кактус в это время
Мыл старушку на окне.. (Э. Успенский «Память»);

В настоящее время стихотворения поэтов XX века и современников можно найти достаточно легко как в сборниках (например, «Лучшие стихи для чтения в детском саду»), так и в книгах отдельных авторов. Для знакомства лучше взять сборник, а потом, если автор понравится, можно найти: книгу его стихотворений.

Прозаических произведений XX века для дошкольников огромное количество. Вот только некоторые из них:
— М. Горький: сказки «Воробьишко», «Про Иванушку-дурачка», «Самовар»
— Л. Пантелеев: сказки «Фенька», «Две лягушки», рассказы «Трус», «Честное слово», «Про Белочку и Тамарочку», «Как девочка поросенка говорить учила», «Буква –Ты».
— М. М. Зощенко: циклы рассказов «Умные животные», «Хитрые и умные», «Смешные истории», «Леля и Минька». Наиболее популярны юмористические рассказы «Галоши и мороженое», «Великие путешественники» {из цикла «Лёля и Минька»)
— К. Г. Паустовский: сказки: «Растрепанный воробей», «Теплый хлеб», рассказы «Корзина с еловыми шишками», «Барсучий нос», «Заячьи лапы», «Кот-ворюга».

Многие взрослые, наверное, замечали, насколько дошкольники любят морализировать, рассуждать, как тот мальчик поступил нехорошо, а эта девочка сделала неправильно. Это совсем не значит, что сами они поступают хорошо и правильно, но рассуждения показывают важность усвоения моральных норм для ребенка. Поэтому произведения морально-нравственной тематики у дошкольников всегда вызывают душевный отклик. Писателем, который смог преподнести нравственные ситуации на высоком художественном уровне, является Валентина Александрова Осеева. Многие родители, оценив педагогическую направленность произведений, сделали ее произведения настольной книгой, постоянно вспоминают и цитируют, когда возникают подобные ситуации с собственными детьми.

— В. А.. Осеееа: рассказы и сказки «Добрая хозяюшка», «Кто всех глупее?», «Плохо», «До первого дождя», «Печенье», «Волшебное слово», «Девочка с куклой» и др.

В литературе XX века проблемы нравственного воспитания поднимались часто. При этом писатели выбирали различные жанровые формы, чтобы показать свое отношение к происходящему — рассказ, стихотворение, сказку. Однако общее направление оставалось единым — воспитать доброго, отзывчивого, ответственного человека.

— Е, Д. Пермяк: рассказы «Пичугин мост», «Смородинка», «Чужая калитка», «Как Маша стала большой» и др.
— С. А. Баруздин: рассказы о детях («Светлана», «Человеки»), рассказы о животных («Смелый поросенок», «Котенкина мама», «Слоновья память», «Хитрый симпатяга», «Рави и Шаши»), «Сказки о трамвае».

Часто воспитательная направленность проявлялась в юмористической ситуации. При этом нравственное начало нисколько не ослаблялось, а наоборот, усиливалось.

— В В. Голявкин: рассказы «Тетрадки под дождем», «Наши с Вовкой разговоры», «Мы играем в Антарктиду» и др
— В, Ю. Драгунский: рассказы: «Он живой и светится», «Друг детства», «Что я люблю», «Англичанин Павля», «3аколдованная буква» (сборник «Денискины рассказы»).
— Н, Н. Носов: рассказы «Фантазеры», «Телефон», «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Ступеньки», «3аплатка», «Милиционер», «На горке», сказка «Бобик в гостях у Барбоса».

Среди познавательной литературы наибольшей популярностью пользуются, конечно жe, природоведческие сказки и рассказы. Здесь можно вспомнить много замечательных авторов. Вспомним некоторые имена.

— В. Бианки: сказки «Лис и мышонок», «Мышонок Пик», «Сова», «Чей нос лучше», «Первая охота», «Лесные домишки», «Теремок».
— Е. Чарушин: рассказы «Медвежата», «Олешки», «Томкины сны», цикл рассказов «Никитка и его друзья», «Про зверей», «Про охоту», «Про меня самого». Кстати, Е. И. Чарушин является художником-иллюстратором ко многим природоведческим книгам, в том числе и к своим,
— Н. Сладков: сказки «Зимнее лето», «Зимние долги», «Загадочный зверь», «Судили-рядили».
— Э. Шим: сказки «Кто копыто потерял?». «Лебедь, рак и щука» и др.
— Н. Павлова, сказки «Зимняя пирушка», «Живая бусинка», «Большое чудо».
— С. Сахарнов. сказки «Почему щука в море не живет», «Как ласкирь учился хвостом вперед плавать» и др.
— Е. Пермяк: сказки «Хитрый коврик», «Мелкие калоши», «Пропавшие нитки».
— Природоведческие рассказы Г. Скребицкого, Г. Снегирева, В. Чаплиной, О. Перовской помогают почувствовать себя реальным участником описываемых событий.

В чтении дошкольников одно из главных мест принадлежит сказке. И познавательной, и художественной. Многие из этих произведений вам так или иначе знакомы, чаще всего благодаря мультфильмам. Чтение книги, которая уже получила воплощение на экране, помогает лучше ее понять, найти отличия и попытаться понять, чем они вызваны.

— А. Толстой: «Приключения Буратино, или Золотой ключик».
— А. Волков: «Волшебник Изумрудного города».
— Т. Александрова: «Кузька а новом доме», «Кузька в лесу», «Кузька у Бабы-яги», «Сундучок с книжками» (восемь сказок для самых маленьких).
— Б.Заходер: «Серая звездочка», «Русачок», «Отшельник и роза», «История гусеницы», «Почему рыбы молчат», «Ма-Тари-Кари».
— В. Катаев: «Цветик – семицветик». «Дудочка и кувшинчик».
— Г, Остер: «38 попугаев», «Котенок по имени Гав», «Попался, который кусался».
— Э. Успенский: «Вниз по волшебной реке», «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пес и кот».
— М, Пляцковский: «Облако в корыте», «Хитрый ответ», «На что похож гриб», «Длинная шея», «Эй, ты!», «Лечебный фотоаппарат», «Кролик, который никого не боялся», «Шишки».
— С. Прокофьева: «Приключения желтого чемоданчика». «Пока бьют часы», «Лоскутик, и облачко», «Ученик волшебника», «Часы с кукушкой».
— С. Козлов: «Трям! Здравствуйте!», «Я на солнышке лежу», «Ежик в тумане».
— Г. Цыферов. «Паровозик из Ромашково».

Познакомившись с данным рекомендательным списком, пересмотрите свою библиотеку. Что у вас есть? Что стоит взять в детской библиотеке? В детскую библиотеку взрослых тоже записывают, так что не пугайтесь. Опросите своих знакомых, что из книг есть у них. Ваши усилия не пропадут даром — вашему ребенку обязательно что то понравится.

Читайте с удовольствием!

Когда я ходила в детский сад, а потом в начальную школу, помню, мама каждый вечер читала нам с сёстрами что-нибудь интересное. Она записала нас в две детских библиотеки, каждый месяц мы приносили домой стопку новых детских книг. Чтобы не пропустить что-то важное, мама поинтересовалась вопросами, что нужно читать детям и в каком возрасте. Были такие книги «100 книг вашему ребёнку», «Что читать детям» и т.д. Из них мама собрала списки авторов и книг, которые мы читали.
Когда у меня появились собственные дети, эти списки меня заинтересовали, как заинтересовали и старые издания детских сказок, рассказов с их художественным оформлением, которое, по-моему, очень часто лучше, чем у тех книг, что сейчас стоят на полках магазинов. Можно, конечно, читать с планшета, с электронной книги, но я больше люблю настоящие, «живые» книжки. У них своя история, своя душа, как у китайской чашки с трещинкой. Теперь и моя старшая дочь записана в детские библиотеки, и, конечно, хочется взять там и прочитать своим детям самые хорошие, интересные, добрые книжки. В общем, вот содержание маминых тетрадок, немного скорректированное на современность.
К.Д. Ушинский

1-ushinskij
• Рассказы: Пчелы и мухи.Медведь и бревно.Пчелки на разведках.Лес и ручей.В лесу летом.Орел и кошка.Бодливая корова.Дятел.Ворон и сорока.Гусь и журавль.Два козлика.Козел.Васька.Петушок с семьей.Лошадка.Бишка.Уточки. Не ладно скроен, да крепко сшит (Заяц и ёж). Жалобы зайки. Слепая лошадь. Дети в роще.Чужое яичко. Четыре желания.Утренние лучи.Проказы старухи-зимы. История одной яблоньки. Гадюка.Как рубашка в поле выросла.
• Притчи:Два плуга. Ветер и солнце.Дедушка. Играющие собаки. Паук. Гуси.Грядки гвоздики. Умей обождать.
• Очерки: Кукушечка. Ласточка.Орёл.
• Обработки русских народных сказок: Репка. Колобок.

Д. Н. Мамин-Сибиряк

Mamun-Sibiryak-Dmitriy

• сказки:Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и про мохнатого Мишу — короткий хвост.Сказочка про козявочку. Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост. Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке. Серая шейка. Упрямый козёл. Сказка о том, как жила-была последняя Муха. Сказка про славного царя Гороха и его прекрасных дочерей царевну Кутафью и царевну Горошинку. Сказочка про Воронушку – черную головушку и желтую Канарейку. Ванькины именины. Пора спать. Умнее всех. Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу. Лесная сказка.

С.А. Баруздин

author458
• Рассказы: «Алёшка из нашего дома», «Вежливый бычок», «Двухметровое несчастье», «Простуженный ёжик», «Эту книжку написал твой друг», «Как куры научились плавать», «Лось в театре», «Забракованный мишка», «Пчелиная напасть», «Как Снежок в Индию попал — рассказ про советский ответный подарок: маленького белого медвежонка», «Шаг за шагом», «Шёл по улице солдат», «Необычный почтальон», «Сложное поручение», «Сила привычки», «Рави и Шаши — рассказ о том, как два маленьких слоненка, подаренные Неру советским детям, плыли на корабле», «Сказка о трамвае», «Кто сегодня учится».
• 3 цикла рассказов «Большая Светлана»: «Про Светлану», «Светлана-пионерка», «Светлана — наша Сейдеш».

А.П. Гайдар

453
«Дальние страны».«Голубая чашка». «Судьба барабанщика». «Чук и Гек». «Тимур и его команда».«Пусть светит» (рассказ).«Четвёртый блиндаж» (рассказ).«Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове».«Комендант снежной крепости».«В дни поражений и побед».«Дым в лесу».Маруся.Совесть.«Бумбараш».«Горячий камень» (рассказ).

В.В. Голявкин

20515
Тетрадки под дождем. Мой добрый папа: Повесть. Привет вам, птицы( Рассказы). Полосы на окнах. Удивительные дети. Арфа и бокс: Роман. Этот мальчик: Повесть.Я жду Вас всегда с интересом: Рассказы. Большие скорости: Роман, рассказы. Любовь и зеркало: Рассказы. Разрешите пройти. Болтуны. Всё будет неплохо. Знакомое лицо: Рассказы. Наши с Вовкой разговоры.

Б.С. Житков

188
Что я видел. Злое море. Морские истории. Рассказы о технике. Красный командир. «Семь огней: Очерки, рассказы, повести, пьесы». «Избранное» (Вступительная статья К. И. Чуковского)..«Избранное» (Составление, вступит статья и примеч. Вл. Глоцера). Рассказы о животных. Рассказы для детей. Как я ловил человечков: Рассказы. Я больше не буду! «Детский журнал „Воробей“».

В.П. Катаев

author096
Дудочка и кувшинчик. Жемчужина. Голубок. Пень. Цветик-семицветик.

Ю.И. Коваль

Koval-Uskov
• Алый. Приключения Васи Куролесова. Недопёсок. Пять похищенных монахов. От Красных Ворот. Самая лёгкая лодка в мире. Полынные сказки(повесть о давних временах). Промах гражданина Лошакова(Куролесов и Матрос подключаются). Шамайка.
• Циклы рассказов и миниатюр: Бабочки. Весеннее небо. Жеребёнок. Журавли. Заячьи тропы. Избушка на Вишере. Листобой (1972). Листобой (1971). Кувшин с листобоем (1972). Снег (1985). Стеклянный пруд (1978). Чистый Дор (1970).
• Рассказы: Четвёртый венец. Белая лошадь. Белозубка. Веселье сердечное (Борис Викторович Шергин). Гроза над картофельным полем. Дождь. Елец. Капитан Клюквин. Картофельная собака. «Когда-то я скотину пас…». Козырёк. Красная сосна. Лабаз. Лесник Булыга. На барсучьих правах (Иван Сергеевич Соколов-Микитов). Ножевик. Нулевой класс. Октябрьские скоро. Особое задание. Пиджак с карманами. Путешествие на границу. Серая ночь. Сиротская зима. Слушай, дерево (Корней Иванович Чуковский). Солнечное пятно. У Кривой сосны. Чайник.
• Сказки: Сказка о том, как строился дом.(с Леонидом Мезиновым). Сказка в три блина длиной (1987) (из «Полынных сказок»). Сказка о какой-то штуке с золотым носом. Сказка о колокольных братьях (1990) (из «Полынных сказок»). Сказка о серебряном соколе (1987) (из «Полынных сказок»). Сказка о степном брате (1987) (из «Полынных сказок»). Сказка про рыжего братишку (1991). Сказка про Алёшу (1991). Сказка про волка Евстифейку (1987) (из «Полынных сказок»). Сказка про жену Змея Горыныча (1991). Сказка про Зелёную Лошадь (1991). Сказка про козла Кузьму Микитича (1987) (из «Полынных сказок»). Сказка про три рубля (1987) (из «Полынных сказок»). Тигрёнок на подсолнухе (Сказка про тигрёнка на подсолнухе) (1978). Сказка про Чайник.(с Леонидом Мезиновым).
• Стихи: Станция «Лось». Слоны на луне: Весёлые стихи. Сосед и соседка купили бульдога: Стихи.
• Переводы и пересказы: Абу-Бакар А. Сказка о долине садов, о дедушке Хабибуле и его глиняных куклах. Вангели С. C.Чубо из села Туртурика: Повесть-Сказка. Вангели С. C.Соловей: Миниатюры. Вангели С. C.Панталония — Страна Чудаков: Притчи. Винграновский, НиколайПервинка: Рассказ. Имант ЗиедонисВересковый Край. Имант ЗиедонисСказки. Мичио МадоЛисток в собственной раме: стихи // Мурзилка. — 1994. — № 8. — С. 22—23. Эдуардас МежелайтисИдёт по свету солнце: Из поэмы. Ян РайнисДети гороха: Стихи. Аурел СкобиоалэЧему учит поговорка: Миниатюры. Ёко Сано(яп.)русск. Сказка про кота, который жил миллион раз.

Н.Н. Носов

Nosov-Nikolaiy-Nikolaevich
• Повести и романы: Стихи и песенки. Два друга. Незнайка учится. Незнайка-путешественник. Тайна на дне колодца. Мы и дети. Повесть о моём друге Игоре. Небольшая литературная энциклопедия. Бабушка Динь. Кванта смеха. Витя Малеев в школе и дома. Весёлая семейка. Дневник Коли Синицына. Приключения Незнайки и его друзей. Незнайка в Солнечном городе. Незнайка на Луне.
• Рассказы: Автомобиль. Бенгальские огни. Бобик в гостях у Барбоса. Винтик, Шпунтик и пылесос (1956. )Дружок. Живая шляпа. Замазка. Заплатка. Затейники. И я помогаю. Карасик. Клякса. Когда мы смеёмся. Леденец. Метро. Милиционер. Мишкина каша. На горке. Находчивость. Наш каток. Огородники. Огурцы. Приключения Толи Клюквина. Про Гену. Про репку. Прятки. Саша. Ступеньки. Телефон. Три охотника. Тук-тук-тук. Фантазёры. Федина задача. Шурик у дедушки.
• Цикл рассказов «Мы с Мишкой»

В.А. Осеева

158933767
• Романы: Динка. Динка прощается с детством.
• Повести: Васек Трубачев и его товарищи.
• Сборники рассказов: 1939 — Снежки. 1940 — Рыжий кот. 1969 — Отцовская куртка.
• Рассказы: Гришка. Синие листья. Время. Почему?Бабка. Что легче?Плохо. В одном доме. Кто хозяин?Хорошее. На катке. Три товарища. Сыновья. Отомстила. Волшебное слово. Кто всех глупее. Просто старушка. Волшебная иголочка. Девочка с куклой. Долг.
• Сказки: Какой день. Заячья шапка. Добрая хозяюшка. Кто сильнее?

Леонид Пантелеев

645
Сборник «Весёлый трамвай». Часы. Индиан Чубатый. Ночка. На ялике. Первый подвиг. Наша Маша.

Радий Петрович Погодин

165
Кирпичные острова. Откуда идут тучи. Максим и Маруська. Что у Сеньки было. Книжка про Гришку. Про гайку. Шутка. Копилка.

М.М. Пришвин

prishvin
Курица на столбах. Борец и плакса. Первая стойка. Ярик. Орлиное гнездо. Пиковая дама. Ребята и утята. Журка. Лягушонок. Ёж. Терентий. Остров спасения. Медведи. Белый ожерелок. Кладовая солнца. Золотой луг. Сборник «Берестяная трубочка».

В. А. Сухомлинский

quotauthor_470_5
Для чего говорят «спасибо»? Яблоко и рассвет. Книга о совести. Письма к сыну.

В.В. Бианки

bianki_vv
• Анюткина утка. Водяной конь. Где раки зимуют. Глаза и уши. Зеленый пруд. Как муравьишка домой спешил. Как я хотел зайцу соли на хвост насыпать. Красная горка. Кто чем поёт?Кузяр-бурундук и Инойка-медведь. Кукушонок. Лесные домишки. Лесные разведчики. Люля. Макс. Мышонок Пик. Небесный слон. Оранжевое горлышко. Первая охота. Росянка — комариная смерть. Рыбий дом (в соавторстве с Анной Акимкиной). Снежная книга. Сова. Теремок. Терентий-тетерев. Хвосты. Чей нос лучше?Чьи это ноги? Приключения муравьишки. Синичкин календарь. Мурзук. Рассказы об охоте. Чёрный сокол. Кузя двухвостый. Лесные были и небылицы. Мишка-Башка. Мастера без топора.
• Лесная газета.

Ю.Д. Дмитриев

writer_rus308
• Если посмотреть вокруг: обычные встречи, необычные разговоры со многими дополнениями, предисловием и послесловием Здравствуй белка! Как живешь крокодил? Звери и зверята. Лесные малыши. Детки не в клетке. Тропинка в лесу. Лесные загадки. Книга леса.

Н.И. Романова

Romanova
• Кенар Ванечка. Семерка червей. Муравей Красная Точка. На зеленой иголке. Подземный путешественник.
• Сборник «Ищу говорящую птицу».

С.В. Сахарнов

kw03
• По морям вокруг земли.
• Разноцветное море.
• повести и рассказы.

Н.И. Сладков

2993
Серебряный хвост», 1953. «Безымянной тропой», 1956. «Планета чудес», 1963. «Миомбо». Книга об Африке, 1976. «Смелый фотоохотник», 1977. «Свист диких крыльев» , 1977. «Капли Солнца», сборник рассказов, 1978. «Осиновый невидимка», 1979. Наблюдения за летягами, сделанные еще в детстве. «Белые тигры». Книга об Индии, 1981. «В лес по загадки», 1983. «Разноцветная земля», 1984. «Под шапкой-невидимкой», 1986. «Лесные тайнички». В горах. В песках. В степи. Загадки и отгадки. Кто что может. Чьи это следы. Иду я по лесу. Подводная газета.

Г.Я. Снегирёв

2997
• Сборники: «Обитаемый остров» (1955). «Про пингвинов» (1961). «Письма из разных краев» (1964). «В пустыне» (1975). «В разных краях» (Издательство «Малыш», Москва. 1981). «Как птицы и звери к зиме готовятся» (1983). «Про пингвинов» (1987). «Про птиц».
• Чудесная лодка.

И.С. Соколов-Микитов

1Ленкорань (1934). Пути кораблей (1934). Летят лебеди (1936). Северные рассказы (1939). На пробужденной земле (1941). Рассказы о Родине (1947). Детство (1953). Первая охота (1953). На теплой земле (1954). Листопадничек (1955). Звуки земли (1962). Карачаровские записи (1968). У святых источников (1969). Год в лесу.
Разные авторы
• В.Л. Дуров. «Мои звери».
• Л. Андреев. «Петька на даче».
• В.И. Филатов. «Рассказы дрессировщика».
• А.И. Куприн. Рассказы о животных. Белый пудель.
• Я. Райнис. На взморье.
• А.Б. Раскин. Как папа был маленьким.
• Ю.В. Сотник. Как меня спасали.
• В.Ю. Драгунский. Денискины рассказы. Девочка на шаре.

О.В. Перовская

perovskaya_o__v_-p001_
«Ребята и зверята», М.— Л., 1925;«Мои волчата», М. — Л., 1927;«Ишка и Милка», М. — Л., 1928;«Чубарый», М. — Л., 1929;«Остров в степи»,1934, совм. с Г. Замчаловым;«Как и для чего я писала книгу „Ребята и зверята“»//«Дет. лит-ра», 1935, № 10;«Дианка и Томчик»;«Франтик»;«Мишка»;«Необыкновенные рассказы про обыкновенных животных», 1939;«Мармотка», 1939; «Васька», М. — Л., 1941;«Про поросят», 1941;«Золотое руно», 1957, совм. с Г. Замчаловым;«Джан — глаза героя», 1958;«Тигренок Васька», М., 1959.

В.В. Чаплина

npid_120580
• Сборники рассказов: «Малыши с зеленой площадки» — сборник рассказов (1935), «Мои воспитанники» (1937), «Четвероногие друзья», «Орлик», «Питомцы зоопарка», «Друг чабана», «Несносный питомец», «Крылатый будильник», «Случайные встречи».
• «Кинули» — повесть (1936, окончательная редакция 1955)
• «В Беловежской пуще» — книга очерков (в соавторстве с Георгием Скребицким (1949)

П.П. Бажов

0000fr4dz83nrea
• «Малахитовая шкатулка» (1939) — сборник сказов, «Ключ-камень» (1942) — сборник сказов, «Сказы о немцах» (1943) — сборник. Зелёная кобылка.
• Сказы: Аметистовое дело. Богатырёва рукавица — фольклорный сказ о Ленине. Веселухин ложок. Васина гора. Голубая змейка. Горный мастер. Далевое глядельце. Две ящерки. Демидовские кафтаны. Дорогое имячко. Дорогой земли виток. Ермаковы лебеди. Жабреев ходок. Железковы покрышки. Живинка в деле. Живой огонёк. Змеиный след. Золотой волос. Золотоцветень горы. Золотые дайки. Иванко. Крылатко. Каменный цветок. Ключ земли. Коренная тайность. Кошачьи уш. иКруговой фонарь. Малахитовая шкатулка. Марков камень. Медная доля. Медной горы Хозяйка. Надпись на камне. На том же месте. Не та цапля. Огневушка-Поскакушка. Орлиное перо — фольклорный сказ о Ленине. Приказчиковы подошвы. Про Великого Полоза. Про «водолазов». Про главного вора. Рудяной перевал. Серебряное копытце. Синюшкин колодец. Солнечный камень — фольклорный сказ о Ленине. Сочневы камешки. Старых гор подаренье. Тараканье Мыло. Таюткино зеркальце. Травяная западёнка. Тяжёлая витушка. У старого рудника. Хрупкая веточка. Хрустальный лак. Чугунная бабушка. Шёлковая горка. Широкое плечо.

Г.А. Скребицкий

0dde78fe7f1968af5561b81f4c821763_180x0
«Простофиля и хитрецы» (1944). «Рассказы охотника» (1948). «Охотничьи тропы» (Воениздат, М., 1949). «В лесу и на речке» (1952). «Наши заповедники» (1957). «Листопадник» (Детгиз, 1960). «От первых проталин до первой грозы» (1964). «У птенцов подрастают крылья» (1966). «Четыре художника» (Центрально-Черноземное книжное издательство. Воронеж, 1975). Лесной голосок.

memorypage_37677
• «Обидная команда» (1931), сборник рассказов «Откуда ты?» (1935), «Антон и Антоновка» (1936) . Цикл новелл «Неугасимый свет». Воротничок. Рассказы. Рудый камень. Родник. Рассказы и повести. Советской страны пионер. Солдатский подвиг (Сборник).
• Мой первый букет. Приказ. Находка. Коньки. Октябрятская звёздочка. В школьном переулке.Послушный дождик. Кубик на кубик. Дом. Домик в море. Лучшие рассказы для детей. Рябинка. Храбрый утенок и другие сказки.

Э.Ю. Шим

img_item_49238
Лето на Корбе. М.; Л., 1951. Неслышные голоса. Л., 1957. Ночь в конце месяца: Рассказы. Л., 1958. Белые березы. Л., 1959. След на воде. Л., 1959. Деревянная книга. М., 1960. Капель. М., 1962. Лесные разговоры. Л., 1962. Мартовский снег: Рассказы. М.; Л., 1962. Пикет 200: Рассказы и повести. Л., 1963 (Школьная библиотека). Весенние хлопоты. Л., 1964. Ливень. М., 1964 (Книга за книгой). Слепой дождик. Л., 1964. Утреннее солнце. М., 1964. Деревья у дороги. М., 1965. Кто что умеет. Л., 1965. Чем встречают весну? Л., 1966. Мальчик в лесу: Повесть. М., 1968. Рассказы прошлого лета. Л., 1968. Ваня песенки поет. М., 1969 (Романы, повести, рассказы Советской России). Кто копыта потерял?: Рассказы и сказки. М., 1969 (Книга за книгой). Сказка об Иване-Заре: Грузинская народная сказка. Тбилиси, 1969. Вода на камушках. М., 1970. Рассказы и сказки. Л., 1971. Сказки, найденные в траве. М., 1972. Сочини стихи, машина!: Сказка. Л., 1974. Перекресток: Рассказы и повесть. М., 1975 (Новинки «Современника»). Цветной венок: Рассказы и сказки. Л., 1975. Ребята с нашего двора: Современная повесть в нескольких незаконченных историях. Л., 1976. Я рисую дом: Рассказ. Л., 1976. Жук на ниточке: Рассказы. М., 1978 (Читаем сами). Не кончаются заботы: Рассказ. Л., 1979. Двойной свет: Повести и рассказы. М., 1980. Вода на камушках: Повести. М., 1980. Медовый ручеек: Рассказы и сказки. Киев. «Вэсэлка». 1989.

М.М. Зощенко

263304662
Умные животные: Умный гусь Рассказ. Умная кура Рассказ. Глупый вор и умный поросенок Рассказ. Очень умная лошадь Рассказ. Умная птичка Рассказ. Умная собака Рассказ. Сравнительно умная кошка Рассказ. Очень умные обезьянки Рассказ.
Смешные рассказы: Пора вставать! Интересно придумала. Показательный ребенок. Умная Тамара. Трусишка Вася. Самое главное. Любимое занятие. Кто ваши родители? Смелый, да не очень.
Леля и Минька: Елка. Бабушкин подарок. Галоши и мороженое. Не надо врать. Через тридцать лет. Находка. Великие путешественники. Золотые слова.
Рассказы о детстве: Я не виноват. Учитель истории. Снова неприятности. Муза. Замечание.
Рассказы о войне: Леночка. Интересный рассказ. Храбрые дети. Спустя три года. Хорошая игра.

К.Г. Паустовский

image002
Похождения жука-носорога. Квакша. Растрепанный воробей. Дремучий медведь. Стальное колечко. Тёплый хлеб. Прощание с летом. Сивый мерин. Подарок барсучий нос. Заячьи лапы. Золотой линь. Резиновая лодка. Золотая роза. Созвездие Гончих Псов.

article1407.jpg

Читайте также: