Организация питания в образовательной организации

Нормативно-правовые документы по организации питания

Наши поставщики

Меню

Меню безмолочное

Памятка по питанию

Рекомендации по организации здорового питания


Форма обратной связи «Задать вопрос»

Условия питания обучающихся

ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ ВОСПИТАННИКОВ В МАДОУ ДЕТСКОМ САДУ № 121 ГОРОДА ТЮМЕНИ 

Для поддержки хорошего настроения и здоровья ребёнка особое значение уделяется правильному сбалансированному питанию. 

Одной из стратегических задач детского сада является обеспечение детей горячим качественным питанием.  

Пятиразовое питание осуществляется по 10 — дневному меню с учетом физиологических потребностей в энергии пищевых веществах для детей всех возрастных групп и рекомендуемых суточных наборов продуктов для организации питания в ДОУ, разработанному Центром технического контроля города Тюмени.  

Воспитанники Учреждения получают питание в зависимости от времени пребывания в Учреждении. При организации питания учитываются возрастные физиологические нормы суточной потребности в основных пищевых веществах. Ассортимент основных пищевых продуктов для использования в питании детей устанавливается в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Питание воспитанников осуществляется посредством реализации основного (организованного) меню, включающего горячее питание, а также индивидуальных меню для воспитанников, нуждающихся в лечебном и диетическом питании в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями. Исключение горячего питания из меню, а также замена его буфетной продукцией, не допускаются.

Меню предусматривает распределение блюд, кулинарных, мучных, кондитерских и хлебобулочных изделий по отдельным приемам пищи (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин) с учетом санитарно-эпидемиологических требований.

Меню разработано на период в десять дней для каждой возрастной группы (дети до 3-х лет, дети от 3 до 7 лет) воспитанников, утверждено руководителем Учреждения.

При разработке меню учитывались: 

1) продолжительность пребывания воспитанников в Учреждении, возрастная категория и физические нагрузки воспитанников;

2) утвержденные Роспотребнадзором нормы обеспечения питанием детей в организованных детских коллективах для соответствующей возрастной категории и допустимые нормы замены одних пищевых продуктов другими пищевыми продуктами (при наличии);

3) санитарно-эпидемиологические требования;

4) размер расходов на питание одного воспитанника в день;

5) цены на продукты питания с учетом сезонности.

В детском саду есть дети с пищевой аллергией, для них специально разработаны меню, исключающее продукты с молочным белком и с исключением глютеносодержащих продуктов, а также предусмотрена замена блюд с курицей и рыбой. Данные о детях с рекомендациями по специальному питанию предоставляются медицинским работником в группы и на пищеблок детского сада. 

На основании утвержденного примерного меню кладовщик в ежедневном режиме составляет меню – требование с указанием выходы блюд для детей разного возраста. 

При возникновении потребности в продуктах питания детский сад, как заказчик, формирует заявку, в которой четко указывает технические, качественные, функциональные свойства закупаемой продукции в соответствии с техническими регламентами и стандартами (ГОСТы, СанПиН, гигиенические нормативы и т. д.), затем проводит анализ рынка для обоснования цен на продукты, далее формируется план закупки и размещается в Единой информационной системе. 

Закупочная документация формируется в соответствии с федеральным законом Российской Федерации от 18.07.2011 № 223-ФЗ обслуживающей юридической компанией. Срок проведения торгов составляет в среднем 30 календарных дней. По итогам закупочной процедуры заключается договор на поставку продуктов в учреждение. 

Тем самым, осуществляем закупку сырья и материалов высокого качества путем системы выбора и оценки поставщиков и работы с ними. 

Самые свежие и качественные продукты своевременно доставляются в детский сад.  

Далее продукты попадают на оборудованные склады, где соблюдаются все требования СанПин к организации хранения продуктов питания. 

Осознавая безопасность пищи, как одно из приоритетных направлений в нашей деятельности, четко определяя, что пищевая безопасность – это сфера ответственности работников, имеющих непосредственное отношение к ингредиентам, упаковке, производству, хранению и транспортировке пищевой продукции и продовольственного сырья. 

Все блюда и пищевые продукты, изготовляемые и подаваемые в детском саду, безопасны для дошкольников. 

Внедряем и используем методологию ХАССП, гарантирующей, что наша продукция является безопасной и пригодной для потребления, а также определяющих системный подход для постоянной идентификации, оценки и контроля рисков, которые относятся к безопасности пищевых продуктов; 

Каждый работник пищеблока отвечает за безопасность пищевых продуктов и здоровье детей. 

Доставка пищи в групповые помещения осуществляется своевременно и согласно графика выдачи готовых блюд, перечень блюд и нормы выдачи соответствуют меню, с которым может ознакомиться каждый родитель в ежедневном режиме. 

Для родителей воспитанников в ежедневном режиме предоставляется меню, расположенное в холлах детского сада и в помещениях всех возрастных групп. 

Родители (законные представители) ознакомлены с особенностями меню в детском саду, в частности, осуществлением витаминизации третьего блюда, заменой блюд для детей с аллергической реакцией, употреблением витаминизированного хлеба, йодированной соли. 

Ежедневно перед началом работы медицинским работником проводится осмотр работников, связанных с приготовлением и раздачей пищи. 

Результаты осмотра заносятся в журнал здоровья в соответствии с СаНПиН. Медицинским работником осуществляется медицинский контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований в части организации питания. 

Непосредственно после приготовления пищи, отбирается суточная проба готовой продукции. 

Отбор суточной пробы осуществляет шеф-повар в соответствии с правилами, установленными СаНПиН.   Суточная проба сохраняется не менее 48 часов при температуре +2…+6. 

Выдача готовой пищи разрешается только после проведения контроля бракеражной комиссии в составе не менее 3-х человек в соответствии с Положением о бракеражной комиссии. 

При организации питьевого режима используются установки с дозированным разливом питьевой воды. Питьевая вода, расфасованная в емкости и бутилированная, по качеству и безопасности отвечает требованиям на питьевую воду. Предусматривается замена емкости по мере необходимости, но не реже, чем это предусматривается установленным сроком хранения вскрытой емкости с водой. 

При организации питания в групповых, помощники воспитателей применяют одноразовые перчатки. Соблюдаются нормы раздачи пищи, согласно контрольного блюда. 

Педагоги проводят контроль за организацией питания, беседуют с детьми о правилах поведения за столом, культурно-гигиенических навыках (мытье рук, использование салфеток), разговаривают о пользе и ценности того или иного блюда для здоровья человека, грамотно организуют дежурство в соответствии с возрастом. В каждой группе имеются посудомоечные машины. 

Мероприятия с воспитанниками по питанию: 

Тематические проекты по ознакомлению воспитанников с культурой здорового питания, профилактике заболеваний в соответствии с основной образовательной программой и парциальными образовательными программами. 

Мероприятия с родителями (законными представителями) 

Информирование по вопросам профилактики инфекционных заболеваний, питания путем размещения информации в родительских чатах, мессенжерах, официальном сайте учреждения, в контакте. Родительские собрания по вопросам организации системы оздоровления в ДОУ, ознакомление с организацией здорового питания в детском саду, профилактике заболеваний. 

Совместные детско-родительские проекты «Где моя большая ложка?», «Вкусный баттл» 

Анкетирование и родителей «Удовлетворенностью организацией питания в ДОУ» 

Создание книг рецептов блюд правильного питания для дошкольников. 

Мероприятия с сотрудниками: 

Проведение инструктажей по профилактике инфекционных заболеваний. 

Осуществление  

Оперативный контроль по организации питания, соблюдение санитарных правил, 

Педагогические советы по вопросам сохранения и укрепления здоровья воспитанников. 

Административные совещания по вопросам организации выполнения норм питания, заболеваемости воспитанников, выполнения плана оздоровительных и профилактических мероприятий. 

В ежегодный план работы Учреждения включаются мероприятия для воспитанников и их родителей (законных представителей) по формированию навыков и культуры здорового питания, этике приема пищи, профилактике алиментарно-зависимых заболеваний, пищевых отравлений и инфекционных заболеваний (лекции, семинары, деловые игры, викторины, дни здоровья). 

В детском саду реализуется парциальная программа «Этикет для маленьких» согласно возрастной периодизации дошкольников. 

Условия охраны здоровья обучающихся

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Учреждение создает необходимые условия для охраны и укрепления здоровья.

Охрана здоровья обучающихся включает в себя:

1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;

2) организацию питания обучающихся;

3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;

4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;

5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом;

6) прохождение обучающимися в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, и диспансеризации;

7) профилактику и запрещение курения табака или потребления никотинсодержащей продукции, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ;

8) обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

9) профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;

11) обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.

Организация охраны здоровья обучающихся осуществляется Учреждением.

Организация оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляется органами исполнительной власти в сфере здравоохранения. Первичная медико-санитарная помощь оказывается обучающимся медицинскими организациями. 

В целях оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся в Учреждении оборудованы помещения, соответствующие условиям и требованиям для оказания указанной помощи.

Медицинское обслуживание обучающихся проводится медицинским персоналом медицинской организации на основании заключённого договора.

Медицинский персонал осуществляет лечебно-профилактическую поддержку обучающимся, делает профилактические прививки, согласно Национальному календарю профилактических прививок, ежегодно организует проведение профилактического осмотра детей узкими медицинскими специалистами, проводит антропометрические измерения детей в начале и конце учебного года, оказывает доврачебную помощь, осуществляет контроль над качеством питания. Ежегодно проводится плановая профилактика энтеробиоза обучающихся. Для профилактики туберкулеза ежегодно проводится туберкулинодиагностика.

Медицинские блоки оснащены медицинским оборудованием и инвентарем в необходимом объеме, медикаменты приобретаются в соответствии с утвержденным перечнем

Учреждение при реализации образовательных программ создает условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивает:

1) наблюдение за состоянием здоровья обучающихся;

2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации;

3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;

4) расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в Учреждении в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Одна из главных задач Учреждения — построение системы профилактических и оздоровительных мероприятий, направленной на сохранение и укрепление физического и психического здоровья всех участников образовательного процесса. В рамках данной системы предусмотрена оптимизация режима дня; улучшение питания; осуществление профилактических мероприятий; контроль за физическим, психическим состоянием детей; внедрение эффективных принципов развивающей педагогики оздоровления; формирование у детей и родителей мотивации к здоровому образу жизни.

Работа по физическому воспитанию обучающихся в Учреждении строится с учетом возрастных и психологических особенностей детей при четко организованном медико-педагогическом контроле, соблюдении оптимального двигательного режима.   

В Учреждении особое внимание уделяется безопасности детей. С детьми регулярно проводятся беседы по основам безопасности жизнедеятельности: пожарной безопасности, правилам дорожного движения, правилам поведения в быту и в условиях чрезвычайных ситуациях. Созданы детские уголки безопасности. Проводимые профилактические беседы помогают им ориентироваться в современном мире, выбирать правильную линию поведения в той или иной жизненной ситуации.

В Учреждении установлен пропускной и внутриобъектовый режим.

Учреждение оборудовано специальными системами безопасности. Здание и территорию Учреждения охраняют сотрудники частной охранной организации.

Разработана документация по антитеррористической деятельности, пожарной безопасности. Поэтажно имеются первичные средства пожаротушения, схемы и планы эвакуации. Регулярно проводятся практические тренировки по эвакуации детей и сотрудников из здания на случай чрезвычайных ситуаций в места, закреплённые за группами. Работники проходят обучение по ППБ, ОТ и ТБ в соответствии с требованиями.  Проводятся инструктажи с педагогическим и обслуживающим персоналом, а также с обучающимися (с отметкой в журнале).