День Дошкольного Работника 2016

Несколько часов из жизни воспитателя детского сада

 

07.30. Утро

В отличие от большинства представителей «офисного планктона» у воспитателей нет времени «на раскачку». То есть никакого утреннего кофе, Интернета, сплетен с коллегами и неторопливых перекуров. Нельзя опаздывать – дети же не останутся в группе одни, без присмотра взрослых. Поэтому воспитатели и не опаздывают.
Самая нервная работа – у воспитателей в ясельной группе. Там много малышей, еще не привыкших к садику. Вот девочка судорожно вцепилась в испуганную маму: «Мамочка, поцелуй и обними! И еще, и еще!» Нередко ребенка приходится буквально отдирать от родителей. Успокоить его нужно очень быстро – иначе и другие дети «заразятся» плохим настроением. Женщина в растерянности и не знает, что делать: сцена повторяется каждое утро, хоть увольняйся, чтобы не травмировать ребенка. Единственный, кто не теряется в этой ситуации, – воспитатель. Незаметно и умело, как фокусник, она производит отвлекающий маневр. И вот – ребенок в группе, мамочка отправляется на работу, держась за сердце от беспокойства. 
Таких «маленьких трагедий» – несколько за утро. У какого-нибудь трепетного человека случился бы нервный срыв в первый же рабочий день. Но слабохарактерные здесь не остаются. 
В яслях, наверное, жизнь садика некоторым родителям не слишком интересна: дети слишком маленькие. А вот через год-два начинаются мероприятия. И многие мамы и папы «загораются»: помогают в организации выставок, с большим удовольствием изготавливают для них поделки. 
В группе – две зоны: игровая и обеденная. В игровой – детские диванчик и креслица. Пока есть время до завтрака, дети усаживаются вокруг воспитателя и читают про козу-дерезу. 
– Коза хитрая? 
– Да, она всех обманула! – возмущенно отвечает воспитательнице одна из девочек. 
Другая – Маша – пришла в группу со своим другом – зайцем.
…Ребятишек отправляют мыть руки. Некоторые отказываются: «А я мыла уже сегодня ручки!», «А я – личико». Их приходится заманивать: «Посмотри, какие у нас тут красивые зеркала». И хотя зеркала висят там довольно давно и видели их уже сто раз – малыши «покупаются».

 

 

08.30. Завтрак

Маша все никак не может расстаться с зайчиком. Воспитательница мгновенно придумывает: «Посади зайца в кресло, мы потом его отдельно покормим». Она понимает, насколько такая, казалось бы, мелочь важна для ребенка: ведь у каждого есть игрушка, которая уже стала настоящим другом. В это время другая девочка залезла под стол. Один из мальчиков принципиально вкушает пищу только в «его» детском кресле, наотрез отказываясь садиться за общий стол. Еще одна малышка исподтишка пинает соседку. И тут же – новая проблема: один из мальчиков сильно сутулится. На замечание он обижается, чуть не плачет. И теперь уже приходится исправлять не только осанку, но и настроение. И вновь – никаких «сю-сю». Все, что делает воспитатель, происходит весело, играючи и будто бы само собой. Но я-то прекрасно помню, как от такого «непринужденного» общения даже с одним ребенком уже через пару часов возникает ощущение – вагон цемента разгрузила. Однако у воспитателя – ни тени усталости на лице. Железная она, что ли? 

Рисование

Тема занятия – одуванчики. До урока дети собрались вокруг воспитательницы, которая присела на корточки, чтобы стать с ними одного роста. Она показывает сорванный на клумбе цветок: 
– Какого цвета одуванчики? 
– Желтые. 
– Это – лепесточки. 
– А я знаю, что одуванчик на солнышко похож! 

…Дети сосредоточенно сопят, рисуют одуванчики. Потом отмывают ладошки от краски, переодеваются и выходят на прогулку.

Прогулка

Если погода хорошая, прогулка длится до обеда – пару часов. И за это время с детьми случается очень многое. Вот две девочки «варят суп» из травы и цветов в песочных ведерках. Мальчики уселись на машинки и устроили «пробку». Воспитатель раздала группе маленькие мячики, и дети разбежались с ними по площадке. Потом все отправились рисовать мелом на асфальте. 
Мелких происшествий хватает: одну девочку срочно нужно заплести. Две другие поссорились из-за мячика – обе хотят розовый и никакой другой. Катя пошла в группу без разрешения – пришлось срочно ее догонять. 

После обеда – дневной сон

Дети в группу приходят разные, каждый – со своими радостями, семейными проблемами и страхами. Кто-то из-за них не может уснуть, кто-то писается, кто-то щиплет соседей по кроватке. За пять с лишним часов воспитательница присела буквально на несколько секунд. И вообще произвела впечатление шестирукого Шивы – одной рукой заплетала косички, другой – мирила поссорившихся, третьей – раздавала игрушки и книжки. Мне кажется, воспитателем можно идти работать, только если сочетаешь в себе таланты нескольких профессий: психолога, аниматора, учителя… При этом нужно иметь железные нервы и такое же здоровье. Еще одно качество, которым необходимо обладать, – мгновенная реакция и умение не теряться в любой ситуации.

Воспитатель не работа,
Не размеренная жизнь.
Это служба без расчета,
В ней призвание — любить.

Плаксу лаской успокоить,
Хулигана усмирить,
Драчунов поставить в угол,
А послушных похвалить.

Всех одеть, обуть, построить,
Погулять и накормить,
И свою большую душу
Без остатка разделить.

 

Читайте также: