БЕРЕГИ СВОЮ ПЛАНЕТУ
Береги свою планету!..
Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка.
В. А. Сухомлинский
«Если хотите научить ребенка логически мыслить – ведите его в природу» — советовал русский педагог К. Д. Ушинский.
Наша планета.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!
(Я. Аким)
Природа нашего края отличается красотой и богатством.
Одной из основных задач детского сада и родителей является развитие бережного отношения и воспитание любви к природе. Очень важно с малых лет учить детей узнавать природу, правильно пользоваться ее богатствами.
Если мы, взрослые, детям с малых лет будем прививать любовь, уважение, бережное отношение, можем быть уверены, что повзрослев, они будут ценить богатства природы.
Наверное, редко кто не бывал в наших лесах. Если чаще будем брать с собой детей, тогда путешествия будут намного интереснее и полезнее.
Обращайте внимание ребенка на красоту и величие леса. Пусть ребенок вспоминает названия деревьев, расскажет Вам об отличиях и схожестях деревьев (у сосны и ели — иголки, у березы и липы — листья и т. д.)
Рассказывайте о животном мире леса. Пусть ребенок называет животных, которые ему уже знакомы. Объясните, что леса — это легкие нашей планеты. Если мы, люди, будем относиться к природе небрежно: оставлять мусор за собой, ломать ветки, жечь костры, пугать животных и птиц, то навсегда можем потерять эти дары природы.
В процессе общения с природой, постарайтесь приучить своего ребенка выполнять простые правила поведения:
— не следует рвать много цветов и растений, достаточно принести один букет, лучше не рвать вообще, а любоваться красотой со стороны;
— не трогать муравейники, гнезда, так как муравьи и птицы приносят пользу;
— не разжигать костры, так как это может привести к пожару, а значит к гибели всего живого в лесу;
— не ломать ветки деревьев и кустарников;
— проявлять гуманное отношение к растениям и животным родного края, заботится о них;
— любоваться красотой окружающей природы.
Объясняя, какую пользу приносят птицы, как кормить птиц, белок зимой, почему нельзя уничтожать мухоморы, трогать птичьи гнезда, взрослые помогут детям не только расширить их знания о природе, но и сформировать определенные нравственные качества, понимать роль человека в сохранении и нарушении экосистемы, освоить правила поведения в ней. Помните, любуясь красотой природы, человек становится лучше, добрее. Природа учит человека мудрости. Так давайте будем вместе беречь и охранять природу.
Очень важно, чтобы мы взрослые, окружающие ребенка, сами любили природу и эту любовь старались привить детям. Мир огромен, а ребенок еще мал и опыт его ограничен. Поэтому нужно знакомить его с природой с самого малого, постепенно, показывая сначала близкие и доступные его пониманию явления (по дороге в детский сад можно полюбоваться красотой утренней зари, капельками росы на зеленой траве, белоснежными стволами русской березки, распускающимися после долгой зимы листочками) Хорошо в воскресные дни вывозить ребенка за город, сходить на речку, в парк. Общение с природой воспитывает у ребенка чувство прекрасного. Общение с природой дает ребенку более яркие впечатления, чем самая прекрасная книжка с картинками.
Дать нужные знания — не самоцель, они лишь помогают сформировать у детей определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию. У детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формирования экологического мировоззрения. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес. Содержание должно отличаться научностью. Несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе. Формирование научного мировоззрения особенно важно в наше время, когда в обществе широко распространено мифологизированное сознание, не научный подход к объяснению природных явлений.
Использованный материал:
http://www.maam.ru