Адаптированная основная образовательная программа для детей с задержкой психического

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Наименование образовательной программы

Адаптированная  образовательная программа дошкольного образования   для детей с задержкой психического развития   Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребёнка — детского сада д/с № 121 города Тюмени.

Форма обучения

Очная

Нормативный срок обучения

4 года

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы (при наличии государственной аккредитации), общественной, профессионально-общественной аккредитации образовательной программы (при наличии общественной, профессионально-общественной аккредитации)

В соответствии со ст. 92 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная аккредитация образовательной программы не проводится
Общественная, профессионально-общественная, аккредитация образовательной программы не проводилась

Язык(и), на котором(ых) осуществляется образование (обучение)

русский

Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), предусмотренные образовательной программой

Не предусмотрены

Практика, предусмотренная образовательной программой

Не предусмотрена

Использование при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Дошкольная образовательная организация вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательной программы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию.

Описание образовательной программы 

Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 октября 2013 года. На основе примерной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М., Дорофеевой ( 6-е издание доп. – М.:  Мозаика-Синтез). На основе Примерной адаптированной основной образовательной программы (АООП) в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования   для детей задержкой психического развития    Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада д/с № 121 города Тюмени. предназначена для осуществления коррекционной работы с детьми с ЗПР, имеющими заключения комиссии ПМПК города Тюмени  и  детьми — инвалидами. 

Целью Программы является проектирование социальной ситуации развития, осуществление коррекционно-развивающей деятельности и развивающей предметно — пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности ребенка с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ), в том числе с инвалидностью, — воспитанника с ЗПР.

 – реализация адаптированной основной образовательной программы; 

– коррекция недостатков психофизического развития детей с ЗПР; 

– охрана и укрепление физического и психического детей с ЗПР, в том числе их эмоционального благополучия; 

– обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с ЗПР в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса; 

– создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными, психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка с ЗПР как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;

 – объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

 – формирование общей культуры личности детей с ЗПР, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности; 

– формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и индивидуальным особенностям детей с ЗПР; 

– обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ЗПР; 

– обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования. 

В программе предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. 

Программа содержит материал для организации коррекционно-развивающей деятельности с каждой возрастной группой детей. Коррекционная деятельность включает психолого-педагогическую работу и работу по образовательным областям, соответствующим ФГОС ДО, представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей;             

  -социально-коммуникативное развитие;        
-познавательное развитие                                  
-речевое развитие;                                              
-художественно-эстетическое развитие           
-физическое развитие.
Содержание Программы отражает следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста: 

1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда; 

2) характер взаимодействия со взрослыми; 

3) характер взаимодействия с другими детьми; 

4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому. 

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Информация об учебном плане

Учебный план составлен в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МАДОУ д/с № 121 г. Тюмени,  разработанной учреждением самостоятельно, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Учебный план реализуется в группах общеразвивающей направленности. В структуре учебного плана отражена реализация обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений. Учебный план устанавливает перечень образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. В учебном плане определено время на реализацию Программы в процессе образовательной деятельности (занятий), а также в совместной деятельности педагога с детьми, другими детьми, самостоятельной деятельности детей и при проведении режимных моментов.

Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), практики, в составе образовательной программы)

Коррекционная часть программы предусматривает деятельность по профессиональной коррекции нарушений развития детей с ЗПР по нескольким модулям:                                       

Диагностический модуль;  Коррекционно-развивающий модуль;    

 Социально-педагогический модуль ; Консультативно-просветительский 
Коррекционно-развивающий модуль включает следующие направления:

— коррекция недостатков и развитие двигательных навыков и психомоторики; — предупреждение и преодоление недостатков в эмоционально-личностной, волевой и поведенческой сферах;

 — развитие коммуникативной деятельности; 

— преодоление речевого недоразвития и формирование языковых средств и связной речи; подготовка к обучению грамоте, предупреждение нарушений чтения и письма; 

— коррекция недостатков и развитие сенсорных функций, всех видов восприятия и формирование эталонных представлений; 

— коррекция недостатков и развитие всех свойств внимания и произвольной регуляции; 

— коррекция недостатков и развитие зрительной и слухоречевой памяти; 

— коррекция недостатков и развитие мыслительной деятельности на уровне наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления;

Информация о календарном учебном графике

В календарном учебном графике отражены: регламентирование образовательного процесса в группах общеразвивающей  направленности, количество возрастных групп, режим работы групп, начало и окончание учебного года, продолжительность учебной недели, продолжительность каникул, сроки летней оздоровительной работы, продолжительность образовательной деятельности (одного занятия) и максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой и во второй половине дня,  в соответствии с СанПиН.

Информация о методических и иных документах, разработанных учреждением для обеспечения образовательного процесса

1) Годовое планирование работы с воспитанниками с задержкой психического развития.

2) Индивидуальные планы коррекционной работы 

3) Индивидуальный образовательный маршрут (дорожная карта) на ребенка с учетом психофизических возможностей ребенка с задержкой психического развития.

Адаптированная  образовательная программа дошкольного образования   для детей с задержкой психического развития