Адаптированная основная образовательная программа для детей с нарушением слуха

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Наименование образовательной программы

Адаптированная основная образовательная программа МАДОУ детского сада №121 города Тюмени  для детей с нарушением слуха

Форма обучения

Очная

Нормативный срок обучения

4 года

Срок действия государственной аккредитации образовательной программы (при наличии государственной аккредитации), общественной, профессионально-общественной аккредитации образовательной программы (при наличии общественной, профессионально-общественной аккредитации)

В соответствии со ст. 92 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная аккредитация образовательной программы не проводится
Общественная, профессионально-общественная, аккредитация образовательной программы не проводилась

Язык(и), на котором(ых) осуществляется образование (обучение)

русский

Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), предусмотренные образовательной программой

Не предусмотрены

Практика, предусмотренная образовательной программой

Не предусмотрена

Использование при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Дошкольная образовательная организация вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательной программы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию.

Описание образовательной программы 

АОП спроектирована с учётом особенностей образовательного учреждения, региона, образовательных потребностей и запросов воспитанников, кроме того учтены концептуальные положения используемой в МАДОУ Примерной образовательной программы дошкольного образования на основе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС, с учетом программ для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» (Головчиц Л.А., Носкова Л.П. и др., 1991) и «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста (Носкова Л.П., Головчиц Л.А. и др., 1991). Настоящая Программа предназначена для работы со слабослышащими, позднооглохшими и имплантированными детьми (далее дети с нарушением слуха) дошкольного возраста (2-8 лет) в группе общеразвивающей направленности для детей с нарушением слуха.

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования   для детей с нарушением слуха Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада д/с № 121 города Тюмени. предназначена для осуществления коррекционной работы с детьми с нарушением слуха, имеющими заключения комиссии ПМПК города Тюмени  и  детьми — инвалидами. 

Цель Программы — создание системы комплексной помощи детям с нарушением слуха, осваивающим адаптированную образовательную программу, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, развитие жизненной компетенции, интеграция в среду нормально слышащих сверстников. Программа построена с учетом общих закономерностей развития детей дошкольного возраста и направлена на обеспечение разностороннего развития детей с нарушением слуха на основе изучения их возрастных возможностей и приобщения ко всему, что доступно их слышащим сверстникам. В Программе представлены организация и содержание коррекционной работы с учетом уровня психического развития детей с нарушением слуха, структуры дефекта, индивидуальных особенностей. В Программе раскрыта последовательность формирования речи как средства общения и познания окружающего мира, использование разных форм словесной речи (устной, письменной) в зависимости от этапа обучения.

Задачи:

      • создание адекватных условий для реализации особых

образовательных потребностей детей с нарушением слуха;

      • коррекционная помощь в овладении ими Программы;
      • специальная организация среды в соответствии с особенностями

ограничений здоровья детей;

      • специальная психолого-педагогическая помощь в формировании полноценной жизненной компетенции детей с нарушением слуха;
      • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с нарушением слуха;
      • психолого-педагогическое изучение ребёнка с целью уточнения состояния слуха и интеллекта;
      • обогащение общего развития;
      • коррекция аномального развития;
      • подготовка к школе.

В программе предусматривается разностороннее развитие детей, коррекция недостатков в их речевом развитии, а также профилактика вторичных нарушений, развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. 

Программа содержит материал для организации коррекционно-развивающей деятельности с каждой возрастной группой детей. Коррекционная деятельность включает психолого-педагогическую работу и работу по образовательным областям, соответствующим ФГОС ДО, представляющему собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей;             

  -социально-коммуникативное развитие;        
-познавательное развитие                                  
-речевое развитие;                                              
-художественно-эстетическое развитие           
-физическое развитие.
Содержание Программы отражает следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста: 

1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда; 

2) характер взаимодействия со взрослыми; 

3) характер взаимодействия с другими детьми; 

4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому. 

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Информация об учебном плане

Учебный план составлен в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МАДОУ д/с № 121 г. Тюмени,  разработанной учреждением самостоятельно, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Учебный план реализуется в группах общеразвивающей направленности. В структуре учебного плана отражена реализация обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений. Учебный план устанавливает перечень образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. В учебном плане определено время на реализацию Программы в процессе образовательной деятельности (занятий), а также в совместной деятельности педагога с детьми, другими детьми, самостоятельной деятельности детей и при проведении режимных моментов.

Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), практики, в составе образовательной программы)

Специфические принципы обучения детей с нарушением слуха:

  • принцип единства воспитательных, коррекционно-развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей;
  • принцип научной обоснованности и практической применимости;
  • принцип доступности, учета уровня психического развития ребенка с нарушением слуха, структуры дефекта, индивидуальных особенностей в построении коррекционно-воспитательной работы;
  • принцип использования остаточного слуха и применения звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального пользования, индивидуальных слуховых аппаратов, кохлеарных имплантов на всех занятиях и в режимных моментах;
  • принцип использования речевых средств в естественных и в специально созданных условиях;
  • принцип активности, инициативности и субъектности в развитии ребенка;
  • принцип ведущей роли личностного развития по отношению к интеллектуальному и физическому;
  • принцип уникальности и самоценности развития ребенка в дошкольном детстве;
  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;

принцип преемственности между специальным дошкольным учреждением и начальной школой соответствующего типа.

Информация о календарном учебном графике

В календарном учебном графике отражены: регламентирование образовательного процесса в группах общеразвивающей  направленности, количество возрастных групп, режим работы групп, начало и окончание учебного года, продолжительность учебной недели, продолжительность каникул, сроки летней оздоровительной работы, продолжительность образовательной деятельности (одного занятия) и максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой и во второй половине дня,  в соответствии с СанПиН.

Информация о методических и иных документах, разработанных учреждением для обеспечения образовательного процесса

1) Годовое планирование работы с воспитанниками с нарушением слуха;

2) Индивидуальные планы коррекционной работы 

3) Индивидуальный образовательный маршрут (дорожная карта) на ребенка с учетом психофизических возможностей ребенка с нарушением слуха.