Адаптированная основная образовательная программа детей с расстройством аутистического спектра

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Наименование образовательной программыАдаптированная  образовательная программа дошкольного образования   для детей с расстройствами аутистического спектра Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребёнка — детского сада д/с № 121 города Тюмени.
Форма обученияОчная
Нормативный срок обучения4 года
Срок действия государственной аккредитации образовательной программы (при наличии государственной аккредитации), общественной, профессионально-общественной аккредитации образовательной программы (при наличии общественной, профессионально-общественной аккредитации)В соответствии со ст. 92 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная аккредитация образовательной программы не проводится
Общественная, профессионально-общественная, аккредитация образовательной программы не проводилась
Язык(и), на котором(ых) осуществляется образование (обучение)русский
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), предусмотренные образовательной программойНе предусмотрены
Практика, предусмотренная образовательной программойНе предусмотрена
Использование при реализации образовательной программы электронного обучения и дистанционных образовательных технологийДошкольная образовательная организация вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательной программы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию.
Описание образовательной программы Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки РФ № 1155 от 17 октября 2013 года. На основе примерной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М., Дорофеевой ( 6-е издание доп. –М.:  Мозаика-Синтез). На основе Примерной адаптированной основной образовательной программы (АООП) в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования   для детей с расстройствами аутистического спектра Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребёнка — детского сада д/с № 121 города Тюмени – это образовательная программа, адаптированная для этой категории детей с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.   Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка с расстройствами аутистического спектра, развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками.  Задачи Программы: – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей с РАС, в том числе их эмоционального благополучия;  – обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в основных общеобразовательных программах дошкольного и начального общего образования;  – создание благоприятных условий развития детей с РАС в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;  – объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;  – формирование общей культуры личности детей с РАС, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;  – обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования с учетом образовательных  потребностей, способностей и состояния здоровья детей с РАС;  – формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей с РАС;  – обеспечение коррекции нарушений развития детей с РАС, оказание им квалифицированной психолого-педагогической помощи в освоении содержания образования;  – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи ребенка с РАС, повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.  Содержание Программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
Информация об учебном планеУчебный план составлен в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МАДОУ д/с № 121 города Тюмени,  разработанной учреждением самостоятельно, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Учебный план реализуется в группах общеразвивающей и комбинированной  направленности. В структуре учебного плана отражена реализация обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений. Учебный план устанавливает перечень образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. В учебном плане определено время на реализацию Программы в процессе образовательной деятельности (занятий), а также в совместной деятельности педагога с детьми, другими детьми, самостоятельной деятельности детей и при проведении режимных моментов.
Аннотации к рабочим программам дисциплин (по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю), практики, в составе образовательной программы)Основной целью программы коррекционной работы выступает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с РАС посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. -выявление особых образовательных потребностей детей с РАС., обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии, индивидуально-типологических особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой и личностной сфер; -проектирование и реализация содержания коррекционно-развивающей работы в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка; -выявление и преодоление трудностей в освоении общеобразовательной и коррекционной программ, создание психолого-педагогических условий для более успешного их освоения. -формирование функционального базиса, обеспечивающего успешность когнитивной деятельности ребенка за счет совершенствования сенсорно-перцептивной, аналитико-синтетической деятельности, стимуляции познавательной активности; -целенаправленное преодоление недостатков и развитие высших психических функций и речи; -целенаправленная коррекция недостатков и трудностей в овладении различными видами деятельности (предметной, игровой, продуктивной) и формирование их структурных компонентов: мотивационного, целевого, ориентировочного, операционального, регуляционного, оценочного; В программе представлен мониторинг для выявления и получения информации о  проблемах детей. Отдельно в программе обозначен блок работы с родителями (законными представителями) воспитанников.
Информация о календарном учебном графикеВ календарном учебном графике отражены: регламентирование образовательного процесса в группах общеразвивающей и комбинированной  направленности, количество возрастных групп, режим работы групп, начало и окончание учебного года, продолжительность учебной недели, продолжительность каникул, сроки летней оздоровительной работы, продолжительность образовательной деятельности (одного занятия) и максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой и во второй половине дня.
Информация о методических и иных документах, разработанных учреждением для обеспечения образовательного процесса1) Годовое планирование работы с воспитанниками с расстройствами аутистического спектра.  2) Индивидуальные планы коррекционной работы   3) Индивидуальный образовательный маршрут (дорожная карта) на ребенка с учетом психофизических возможностей ребенка с расстройством аутистического спектра.