5 августа-международный день светофора
Момент празднования Международного дня светофора выбрали в соответствии с историческими сведениями, свидетельствующими о том, что в 1914 году, то есть ровно 100 лет назад, мир увидел первый прототип современного регулирующего устройства. Произошло сие в США, городе Кливленд. Автором изобретения стал инженер Джеймс Хог, его детище установили на пересечении сто пятой улицы и авеню Эвклид сразу в нескольких экземплярах. Отличительной особенностью данных светофоров являлось наличие фонарей двух цветов: зеленого и красного, а также издание звукового сигнала в момент переключения света.
Разумеется, светофор Джеймса Хога не был первым в своем роде, как уже говорилось выше, а представлял собой предшественника современного регулирующего устройства. До американского инженера подобную аппаратуру создал Лестер Вайр, тоже гражданин США. Его вариант искусственного постового также работал от электрической сети, имел два световых сигнала – соответственно зеленого и красного цветов, но, правда, без звука. Это устройство вполне могло украсить американские улицы вместо появившегося два года спустя «музыкального» светофора, однако сей проект не получил, к сожалению, патента. Ну а как регулировали движение на дорогах до появления электрических устройств? Для этого использовали светофор, изобретенный в XIX веке, а именно в 1868 году инженером Джоном Пик Найтом. Он совсем не походил ни на первые электрические регулировочные аппараты, ни тем более на современные. Внешний вид светофора XIX-го века очень напоминал таковой семафора, выполняющего аналогичную функцию на железнодорожных путях. Ему было свойственно ручное управление, а представлял светофор собой набор из двух семафорных стрелок: горизонтальная говорила о необходимости остановиться, расположенная под углом в 45º — о возможности перемещения. Ночной вариант отличался тем, что стрелки сменялись газовыми фонарями красного (остановка) и зеленого (перемещение) цветов.
Но вернемся к электрическим светофорам. После изобретения Джеймса Хога, казалось, ничто уже ни сможет удивить пешеходов. Но как бы ни так! В 1920 году появились трехцветные устройства, регулирующие движение на дорогах – опять же в Америке, на этот раз в Детройте и Нью-Йорке. Авторами изобретения выступили два ученых – Уильям Потте и Джон Ф.Харрис.
В Европе сначала светофоры были установлены на французских улицах в 1922 году, а уже потом во всех остальных государствах. В Великобритании данное новшество украсили проспекты лишь 5 лет спустя.
Если говорить о нашей стране, то появление здесь автоматического регулировщика пешеходного и автотранспортного движения относится к советской эпохе. Самым первым городом, который обзавелся подобным устройством, стал Ленинград. Светофор установили на пересечении проспектов Невского и Литейного – тогда 25 Октября и Володарского. Произошло сие событие позже, чем во всей Европе – в 1930 году. Следом электронный регулировщик движения появился и в Москве.
В честь светофора установлены два памятника. Один расположен в Лондоне, другой — в Новосибирске. Будем надеяться, что в дальнейшем подобных символов станет больше – в знак уважения к электронному регулировщику!