Топ-10 «самого первого» в Тюмени

Чем примечателен наш город? Что, появившись однажды, стало визитной карточкой города, расскажет «Мегатюмень»

Все в нашей жизни однажды происходит впервые: первые шаги, слова, драки, поцелуи, кредиты, скорее всего, не обойдется даже без первой поездки в маршрутке и первой очереди в поликлинику.

А каким было что-то самое первое у Тюмени? Что, появившись однажды, навсегда стало визитной карточкой города? Мы задались этим вопросом и решили рассказать о первой гимназии для девочек, первой мостовой, первом водопроводе и так далее.  

  1. Первый камень-памятник основания Тюмени

2

С чего начинается город? С первого дома? Первой улицы? Возможно. Но мы считаем, что Тюмень начинается с памятного камня в честь основания города, который расположен на Исторической площади.

Именно здесь в конце XVI века казаки заложили крепость и основали Тюмень. В память об этом историческом событии и был установлен мемориальный камень на постаменте с гранитной табличкой, на которой выгравирована надпись: «На этом месте 29 июля 1586 года был основан город Тюмень». Монумент, выполненный из гранита и мрамора, был установлен в 1996 году в честь основания города, а спустя шесть лет его заменили обновленной конструкцией.

  1. Первая гимназия для девочек

3

В Тюмени первая школа для девочек открылась в 1859 году. Двухэтажное здание для школы на свои средства построил купец Кондратий Кузьмич Шешуков. Школа положила начало женскому образованию в Тюмени. Спустя год после открытия ее статус повысили до училища второго разряда, состоящего из трех классов.

15 апреля 1871 года женское училище стало прогимназией. Роль попечителя прогимназии досталась супруге купца Решетникова — Ольге Алексеевне. Обучали в прогимназии по утверждённой министерством программе. В учебном заведении было четыре обучающих класса и подготовительный, который готовил детей для поступления в прогимназию. К тому же, приготовительный класс давал возможность гимназисткам четвертого класса на практике познакомиться с методикой начального обучения.

В 1872 году в женской прогимназии получали образование восемнадцать девочек разных сословий: от дворян до крестьян. А в 1904 году в ней было десять учителей и уже 389 учениц. Это здание до сих пор стоит по адресу улица Володарского, дом 6/ улица Семакова, дом 8 а.

  1. Первый тюменский мамонт

4

Не секрет, что тюменские музеи хранят огромное количество уникальных экспонатов. Но, наверное, визитной карточкой города по праву может считаться скелет мамонта из музея «Городская дума», который значится одним из самых крупных в России.

Мамонт был ростом 3 м 41 см в холке и весил более 5 тонн. Скелет шерстистого мамонта нашла в 1885 году под деревней Салаирка близ Тюмени экспедиционная группа под предводительством Ивана Яковлевича Словцова, основателем музея в нашем городе.

Экспонат реставрировали несколько раз. По словам палеонтолога Павла Ситникова, скелет мамонта реставрировали несколько, большая работа по восстановлению была проведена в 1988 году.

Скелет мамонта – настоящее тюменское сокровище. В его честь музейщики даже придумали специальный праздник – День рождения тюменского мамонта, который отмечается ежегодно 30 ноября.

  1. Первый мост через Туру

5

Строительство первого деревянного моста через Туру началось в 1924 году и было завершено в 1926. Мост неоднократно горел, последний раз 15 мая 1960 года. Утром 8 июля 1982 года центральный пролет моста сорвался с опор и плашмя упал в воду, предположительно из-за проезда перед этим грузового МАЗа. Вместе с пролетом в Туру опустился проходящий в это время по мосту маршрутный автобус «Рафик», водитель и пассажиры не пострадали. Погиб молодой мотоциклист, упавший на уже обрушившийся пролет. Мост восстанавливать не стали. Теперь на его месте расположилась еще одна тюменская достопримечательность — пешеходный вантовый мост Влюбленных.

  1. Первые весы «Тюмень»

6

Не многие сейчас помнят, что в областном центре во времена Советского Союза выпускали весы, которые назывались «Тюмень». Наш город обеспечивал приборами для взвешивания почти все продуктовые магазины нашей необъятной страны.

Сейчас такие весы еще выпускают в Новосибирске с логотипом «Тюмень», и их до сих пор еще можно увидеть в частных коллекциях или в качестве предмета декора в интерьере магазинов или кафе.

Старшее поколение рассказывает, что с помощью весов «Тюмень» продавцы зачастую обвешивали своих покупателей. Например, они могли под дно прикрепить магнит.

  1. Первая круглая баня

7

Уникальная круглая баня, что до сих пор расположена по адресу улица Ленина, 3, была построена в 1931 году по проекту Анатолия Лодинского. Она выполнена в стиле конструктивизма. И таких круглых бань всего две в России — одна в Санкт-Петербурге, а вторая в Тюмени. В свое время она была построена для того, чтобы обслуживать военную часть, которая тогда была переведена в наш город. И долгие годы в этой бане мылись тюменцы.

Сейчас здание стоит пустым, в Тюмени ведутся нешуточные споры, что же делать с памятником архитектуры, который мог бы стать еще одной визитной карточкой города. Возможно, здесь появятся выставочные и торговые площади и кафе.

  1. Первая копилка для сбора средств на приют для животных

8

В июне 2010 года напротив Цветного Бульвара, около ТЦ «ЦУМ» был установлен памятник-копилка бездомной собаке. В эту копилку любой житель и гость города может опустить деньги, сделав тем самым посильный вклад в помощь бездомным животным.

Собранные таким образом средства направляются на благоустройство территории приюта для бездомных животных. Кроме того, существует поверие, что если потереть лапку собачке и загадать желание, то оно обязательно исполнится. Тюменцы жертвуют деньги на нужды бездомных, трут лапку и загадывают желание.

  1. Первый водопровод

9

Первый водопровод в Тюмени был построен в 1864 году по инициативе городского головы И.А. Подаруева. Население города вместе с Зарекой составляло около 50 тысяч человек. И тюменцам было достаточно затруднительно таскать воду из Туры. Тогда Подураев решил обеспечить «снабжение водою из нагорной части чрез посредство водоподъемной машины». Устройство водопровода оценивалось в сумму 25560 рублей серебром. По подписке собрали 9250 рублей, недостающие средства внес сам И.А. Подаруев. Деньги пошли на оплату контракта механиков Г.И. Гуллета и П.В. Гекса, которые подрядились устроить водоподъемную машину.

Первая водокачка была установлена на улице, получившей в честь этого события название – Водопроводная. Водокачка Городской Управы стояла у берега и представляла собой каменное здание с прямоугольным баком, который служил и водонапором, и водоразбором. Из него было выведено две трубы для наливки воды в чаны и для разлива в ведра и кадки. Горожане, имевшие лошадей, сами брали воду. Зажиточные и купцы, у которых были дворники, посылали за водой их. Был и специальный промысел — водовозы на своих лошадях возили воду, продавая ее по 10 копеек за бочку и в розницу по копейке ведро.

Проводимость первого водопровода составляла 20 тысяч ведер воды в сутки. Радиус его действия был невелик. Кроме того, место забора было выбрано неудачно: в конце города, ниже по течению реки, поэтому в водопровод попадала вода, загрязненная городскими стоками. Во время весенних разливов горожанам приходилось воду из водопровода перед употреблением отстаивать сутками.

  1. Первая пожарная каланча

10

Первая пожарная служба была организована еще в далеком 1739 году – Тюмень была деревянной и часто горела. Помимо борьбы с возгораниями в обязанности огнеборцев входило «следить, чтобы улицы были шириной в шесть сажен и никак не меньше пяти, бани бы строились в отдалении от жилья, печи клались, отступя от стен».

В XIX веке в Тюмени действовало Всероссийское общество взаимопомощи пожарных деятелей «Голубой крест». Оно основалось в городе 28 мая 1899 года с подачи городского главы Андрея Текутьева. В состав общества вошла тюменская городская пожарная команда в количестве 31 человека и шесть купцов во главе с самим Текутьевым.

Пожарная каланча, которая получила название «Белая башня» примыкает к административному зданию. Вместе они образуют единый комплекс, который был возведен из камня в начале XX века. Точная дата постройки неизвестна.

Каланча в то время использовалась как смотровая площадка. С ее высоты пожарные следили, нет ли где огня и дыма. Кстати, сама каланча и сейчас принадлежит огнеборцам, она числится на балансе ГУ МЧС России по Тюменской области. Официально она считается музеем, хотя пока на него и не походит. Реставрация уникального образца промышленной архитектуры запланирована на ближайшее будущее. Планируется вернуть строению первоначальное предназначение и сделать смотровой площадкой, с которой жители и гости города смогут полюбоваться видами Тюмени.

Говорят, что в пожарной каланче обитает призрак. Однажды в одну из местных редакций обратился мужчина и рассказал о том, что почти каждый вечер он с балкона наблюдает, как со старой пожарной каланчи вниз головой прыгает мужчина в устаревшей форме огнеборца. Когда он увидел самоубийцу в первый раз — вызвал скорую и взволнованный сам побежал в сторону башни, но никого там не обнаружил. То же самое было на следующий день, и через несколько дней — тоже… Позже мираж не раз наблюдали его жена, сын, некоторые соседи. Старушки, живущие в домах неподалеку от башни, рассказали, что в 1930-х годах действительно был случай, когда один из пожарных спрыгнул головой вниз, сломал шею, два дня лежал в больнице и не приходя в сознание умер. Позже выяснилась и причина самоубийства — не спас из огня маленькую девочку, решил, что это его вина, потому и убился. Это исторический факт, подтверждение ему есть в архивах.

  1. Первая мостовая

11

В энциклопедии Брокгауза и Эфрона топографическое описание Тюмени не отличается привлекательностью: «Постройки города скучены, улицы нешироки, в большинстве не замощены и потому, при вязкости грунта, весной, осенью или в дождливое лето чрезвычайно грязны и притом плохо освещены».

Первая каменная мостовая в Тюмени появилась только в 1880-е годы. Располагалась она напротив гостиного двора и здания городской управы. Вслед за ней «одевать» в камень начали и другие городские дороги. Очередность благоустройства улиц определялась на собраниях местной думы. К примеру, в 1894 году решалась проблема: мостить либо Голицынскую (ныне – Первомайская), либо — Царскую (современная — Республики). Каким был выбор в итоге – история умалчивает.

Читайте также: